На фото: президент РФ Владимир Путин перед выступлением с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ (Фото: Михаил Климентьев/ТАСС)
Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию озвучит темы вакцинации, индексации пенсий работающим пенсионерам, повышения уровня жизни граждан и поддержки экономики. Такое предположение высказал первый замглавы социального комитета Совфеда Валерий Рязанский.
Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что глава государства выступит с ежегодным посланием 21 апреля.
Насколько оправданы ожидания Рязанского? Послание будет действительно больше посвящено социальной тематике? Стоит ожидать реальных шагов, или все сведется к традиционной говорильне?
— Валерий Рязанский скорее всего просто перечисляет те темы, которые хотела бы увидеть в послании президента «Единая Россия» — ЕР важно получить возможность активно использовать социальную риторику в ходе избирательной кампании, — уверен политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Поскольку государственное руководство также заинтересовано в повышении электорального рейтинга ЕР, то, вероятно, часть названных Рязанским проблем действительно будет затронута в парламентском послании Владимира Путина. Но, думаю, содержание послание не ограничится социальной проблематикой. Президенту важно подчеркнуть, что он не собирается конфликтовать с Западом, но при этом будет жестко пресекать любые попытки политического протеста. Поэтому часть послания будет посвящена внешнеполитическим вопросам и призывам к борьбе с попытками внешнего вмешательства в российской политический процесс.
«СП»: — Что там с индексацией работающим пенсионерам? Примут, наконец, решение? Почему этого до сих пор не сделано?
— То, что работающие пенсионеры оказались лишены индексации, противоречит нормам Конституции, в которой ничего не говорится о том, что человек, продолжающий трудовую деятельность, лишается права на полноценное пенсионное обеспечение. Однако устранят это нарушение только накануне парламентских выборов. Причем важность такого шага (в действительности речь идет об относительно небольших суммах) будет всячески раздуваться и преувеличиваться.
«СП»: — Стало известно, что Путин потребовал добиться опережающего роста доходов населения и увеличение инвестиций в регионах из списка отстающих. Ждать ли озвучивания каких-то конкретных шагов? И насколько вообще это реально в нынешней ситуации?
— Вероятно, будут разработаны какие-то меры, призванные повысить доходы граждан и улучшить финансовое положение регионов. Но эффективность этих мер будет приблизительно такой же, как Продовольственной программы 1982 г., при помощи которой советское руководство рассчитывало покончить с дефицитом мясных и молочных продуктов. Как известно, из этой затеи ничего не вышло, поскольку в рамках того социально-экономического курса, который проводился в то время, решить данную задачу было принципиально невозможно.
Точно так же в современной России нельзя добиться повышения доходов граждан в условиях сокращающегося нефтегазового экспорта и улучшить экономическую ситуацию в депрессивных регионах, не покончив с нынешней централизацией политической власти и финансовых потоков. Поскольку менять структуру экономики и систему государственного управления действующая власть не собирается, благие пожелания, высказанные президентом, просто невозможно воплотить в действительность.
«СП»: — Насчет борьбы с бедностью… Ранее Алексей Кудрин сообщил, что добиться снижение уровня бедности в России вдвое возможно раньше 2030 года. Реально?
— Кудрин, как видно из его заявления, попросту путает бедность с нищетой (как это принято в российской официальной риторике). Люди, которые будут получать пособия от государства, которые он предлагает установить, не будут голодать. Но они, конечно же, останутся бедными, поскольку их доходы будут существенно ниже медианной заработной платы. Более того, численность бедных (т.е. тех, чьи доходы составляют менее 50% от медианной зарплаты) в ближайшие годы, как мне кажется, существенно возрастет из-за снижения части рабочих мест в промышленности и розничной торговле.
«СП»: — О чем еще может сказать президент? Ходят слухи, что могут прозвучать решения о национализации неких предприятий?
— Многие предприятия сферы машиностроения оказались на грани закрытия. Поэтому, вполне возможно, государство решит взять на себя расходы по их содержанию. Национализация таких предприятий является единственным способом спасти их от закрытия, а их сотрудников — от увольнения. Так что тематика, связанная с национализацией предприятий, скорее всего, действительно будет затронута в парламентском послании президента.
Если процесс национализации убыточных предприятий действительно начнется, то власти понадобятся законы, создающие для этого необходимую правовую основу. И президент в своем послании даст парламенту соответствующее поручение. Поскольку сама идея национализации довольно популярна в российском обществе, то глава государства может захотеть продемонстрировать, что данный курс проводится по его инициативе.
«СП»: — Что-то по политической ситуации в России будет? Намеки на сценарии транзита власти? Напутствия перед выборами в ГД?
— Власть хочет законсервировать на неопределенный срок нынешнюю ситуацию, поскольку пока не располагает таким сценарием транзита власти, который поддерживался бы всеми группами, контролирующими значительную собственность или непосредственно связанными с высшим руководством страны. Поэтому в послании, скорее всего, даже не будет намека на возможность политических перемен, а действующая Государственная Дума, наверняка, удостоится похвалы со стороны президента. Понятно, что публичное одобрение деятельности Думы, если оно действительно будет высказано в послании, станет указанием на необходимость сохранения нынешнего состава нижней палаты парламента.
«СП»: — Вы говорите, что часть послания будет посвящена внешнеполитическим вопросам. Украина, Донбасс, отношения с США и ЕС — будет ли что-то интересное?
— Думаю, что нас не ожидает ничего нового, и внешнеполитическая часть послания сведется к повторению ритуальных заявлений. Президент вновь призовет США и ЕС вернуться к равноправным партнерским отношениям (хотя уже очевидно, что Запад не желает рассматривать Россию, как равноправного партнера). Будут высказаны претензии в адрес Украины за то, что она не выполняет Минские соглашения. Возможно, что в этой связи Владимир Путин открыто поддержит раздачу российского гражданства жителям Донбасса. Но о каких-либо сколько-нибудь серьезных шагах на внешнеполитической сцене российская власть не станет объявлять публично, поскольку хочет сохранить за собой полную свободу действий.
— В России за последние несколько лет было принято очень много законов, ограничивающих демократические институты, — напоминает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев. — В России среди правящей элиты сформировался антилиберальный консенсус, при котором выборы и права человека назначили вредными для государства явлениями, которые необходимо поставить под контроль. На днях Владимир Путин подписал закон об обнулении президентских сроков, отменяющий сменяемость власти; закон о просветительской деятельности, который вводит жесткое государственное регулировании в сфере образования и ставит фактический запрет на контакты с иностранными коллегами; закон о штрафах за реабилитацию нацизма и распространение ложных сведений о ветеранах, который вводит цензуру на обсуждение истории двадцатого века.
Все эти цензурные законы, сворачивающие в России понятия демократии и прав человека должны, по идее властей, быть обменены на экономический рост и рост благосостояния населения. Поэтому на послании стоит ожидать разговоры о будущих экономических успехах — именно эту идею хотят предложить россиянам в качестве государственной цели на ближайшее десятилетие, для реализации которой нужно сплотиться, закрыть глаза на демократию и права человека и всячески терпеть. Можно даже предположить, что в речи Путина можно будет встретить такое слово как «потерпеть» или «перетерпеть». Никаких шагов для улучшения собственного благосостояния россияне не видят. Скорее наоборот, ведь рост налогов и акцизов, ужесточение обращения денег, рост инфляции и цен — все эти изменения бьют по снижающимся доходам населения.
Тема выборов является болезненной для властей на фоне низких рейтингов правительства, а также на фоне очень высокого антирейтинга «Единой России». И нет видимости того, что Путин начнет за счет своего рейтинга тащить партию власти к победе. Скорее продолжится дальнейшее дистанцирование президента от политического бренда, который без ребрендинга не способен снова стать подавляющей политической силой в регионах. Поэтому внутриполитическому блоку администрации президента стоит либо отказаться от монополии одной партии, сделав ставку на контролируемую многобрендовость, либо предпринять попытки по созданию нового бренда, который будет даже сильнее связан с президентом, чем это было с «Единой Россией». Это задача на среднесрочную перспективу, а выборы этого года придется отрабатывать за счет активной борьбы против оппозиции на местах при контролируемом выборном процессе.
Снижение бедности может стать на словах целью правительства на ближайшие годы. Но как мы уже видели раньше, статистикой можно манипулировать в своих интересах, заявляя, что в России средним классом является около 70 процентов населения страны с доходом в один МРОТ. Хотя один МРОТ позволяет людям в России выживать, а не жить, что не является характеристикой среднего класса.
Роста российской экономики сложно ожидать за счет иностранных инвестиций на фоне ухудшающихся отношений с Западом, поэтому правительство снова надеется, что высокие цены на нефть и газ смогут покрыть увеличивающиеся социальные расходы. Реального плана, что делать в случае нового падения цен на энергоносители, у правительства нет. Это мы уже увидели во время пандемии, когда сначала решили ввести жесткий карантин, а потом поняли, что просто не в состоянии его оплачивать.
России может помочь открытость, повышение инвестиционной привлекательности, ставка на частную инициативу, помощь малому и среднему бизнесу, снижение налогов. Но в современной России в верхах обсуждают скорее адаптацию для России южнокорейской системы, основанной на чеболях*. Хотя при такой системе социальная ответственность бизнеса уходит на второй план, а на первые роли выходит задача по повышению экспорта.
Заметно, что российская правящая элита ищет ответы среди азиатских политических и экономических систем. Сергей Собянин любит ссылаться на опыт Сингапура, окружению Мишустина интересна система южнокорейских чеболей, а интернет в России хотят по уровню цензуры и активному госрегулированию сделать по китайскому образцу. Раньше пытались копировать западные подходы, но дружбы не вышло — теперь решили копировать восточные практики. Россияне же, к сожалению, не смотрят на это со стороны, а являются подопытными кроликами.
*Чеболь — возникшая в Южной Корее после корейской войны и существующая до сих пор система финансово-промышленных групп, состоящих из формально самостоятельных компаний, которые принадлежат одной семье и находятся под единым административным и финансовым контролем.
Выборы-2021
Политолог рассказал, сколько будет стоить стать депутатом Госдумы
Памфилова о выборах: в отличие от американцев, мы максимально открыты
Политолог: Госдума VIII созыва будет принципиально иной
Политолог о Путине в списке «ЕР»: этого допустить никак нельзя
Все материалы по теме (25)
Источник: svpressa.ru