На фото: экспонаты на открытии документальной выставки «Степан Бандера: документы свидетельствуют» в Национальном музее истории Украины. (Фото: Владимир Синдеев/ТАСС)
Попытки пересмотра истории Второй мировой войны, элементом которых является процветающий в европейских странах «нацистский туризм», предпринимаются не только в дальнем зарубежье, но и у нас под боком. На Украине этот процесс, между прочим, вовсю шел еще до переворота 2014 года.
Так, в сентябре 2010-го украинские турфирмы стали устраивать туры, как было объявлено, «по знаменитым бандеровским местам». За 13 часов и 150 гривен путешественникам предлагали объезд почти всех музеев Степана Бандеры на Западной Украине — там их несколько.
В селе Воля-Задеревская Львовской области в начале 1990-х в самостийном угаре открыли аж музей-усадьбу. Правда, иностранных туристов порой смущает присутствие там и в окрестностях неприветливых лиц в военной форме — это заведение стало культовым для радикальных националистов.
На севере Львовской области, в Дублянах, в 1999 году музей Бандеры появился как структурное подразделение Львовского национального аграрного университета (где учился будущий предводитель украинских коллаборационистов). Еще один музей с 2010 года работает в городе Стрый Львовской области. Здесь упор делается на «боевую» (читай террористическую) деятельность.
На книжных развалах западно-украинских городов спокойно продаются не только биографии украинских пособников нацистов и военных преступников, чьи руки по локоть в крови, но и запрещенная в России книга Гитлера "Майн кампф" ("Моя борьба"). (Фото: Сергея Пономарева)
В Ивано-Франковске работает областной музей «национально-освободительной борьбы имени Степана Бандеры», открытый 14 октября 1997 года. Филиалом этого заведения является музей «Конспиративная квартира Романа Шухевича» в селе Княгиничи, открытый 30 июня 2007 года.
В селе Старый Угринов Ивано-Франковской области (место рождения Бандеры) музей заработал 30 декабря 2000 года. В этом доме националист проживал с 1906 по 1933 год. В феврале 2018 года этот музей пытались поджечь неизвестные, бросив внутрь бутылку с зажигательной смесью.
Кстати, в апреле 2016 года Среднеугриновский сельсовет предложил окрестным селам создать общину имени Бандеры с центром в Старом Угринове и заняться развитием туризма — водить гостей по музеям и местам схронов боевиков, потчевать их любимыми блюдами «хероев» и все в таком духе. Пока не известно, насколько далеко зашла инициатива с общиной.
Водят прибывающих во Львов туристов и в «Национальный музей-мемориал жертв оккупационных режимов 1939—1944 гг. Тюрьма на Лонцкого». В этом здании в 1944—1991 гг. размещались следственный отдел и следственный изолятор НКВД-МГБ-КГБ СССР и велись дела по боевикам бандеровского подполья. Посетители музея могут посмотреть на «комнату советской пропаганды», «допросную», тюремные камеры и пр. Кстати, неподалеку располагается отель с говорящим названием «Цитадель» и соответствующим обликом. Еще поблизости есть общепитовское заведение под названием «Галицкая жидовская кнайпа Под золотой розой»", где, как пишут в путеводителях, можно «заказать кошерную еду и… примерить пейсы».
Но музеями, конечно же, привлечение туристов не ограничивается. Путников зазывают в тематический арт-ресторан «Крыивка» в центре Львова, экскурсоводы могут даже предложить посещение «аутентичного» схрона бандеровцев или даже переночевать на сеновале, где прятался какой-нибудь получивший локальную известность бандит УПА. Впрочем, чаще всего эти «памятные объекты» просто придуманы пиарщиками бандеровских организаций и ничего общего с реальностью не имеют, а используются для выкачивания денег из падких до экзотических впечатлений путешественников.
Туристы могут сфотографироваться на площади во Львове вот с таким этнографическим бандеровцем. (Фото: Сергея Пономарева)
Увы, но элементы «нацистского туризма» проникли и в Россию. Так, в станице Еланской Шолоховского района Ростовской области на территории предпринимателя Владимира Мелихова до сих пор работает заведение под названием «Еланский казачий музейно-мемориальный комплекс». Так его обозначают сегодня. Был открыт в 2006 году под названием «Донские казаки в борьбе с большевизмом». Около входа в музей стоит памятник из бронзы казненному по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР бригаденфюреру СС атаману Петру Краснову (нацистское звание казака-коллаборациониста, правда, нигде не указывается). В музее есть экспозиция из фотографий и предметов обихода участников казачьих формирований, воевавших на стороне нацистов. Раньше сюда даже школьников водили.
Одно время музей был местом паломничества казачьих активистов, маргиналов неонацистского толка. Однако после кампании в прессе, обращений депутата Госдумы, первого секретаря Ростовского обкома КПРФ Николая Коломейцева, деятельность музейно-мемориального комплекса пошла на убыль. Хотя на туристических сайтах он по-прежнему фигурирует как местная достопримечательность, куда приглашают на экскурсии. Как и в другой аналогичный музей того же Мелихова — в деревне Плещеево Подольского района Московской области. И сюда тоже зовут туристов.
Наконец, в 2000-е годы были предприняты попытки отдельными «исследователями» устроить нечто вроде музея и водить туристов по территории «Локотской республики» — коллаборационистского административного образования с центром в поселке Локоть Брасовского района ныне Брянской (а тогда Орловской) области. Однако все они были отвергнуты местными руководителями, ведь их земляки, предки которых в подавляющем большинстве сражались с нацистскими оккупантами, такого способа привлечения туристов точно не поняли бы. Аналогичная судьба постигла инициативы белорусских националистов обозначить «памятные места» в т. н. Лепельской республике — недолговечного административного образования, существовавшего в пределах четырех районов Витебской области, куда отступила в 1943 году контролировавшая «Локотскую республику» коллаборационистское формирование РОНА.
Не стоит, впрочем, забывать, что попытки привлечь туристов за счет такой сомнительной «туристической экзотики» появляются не на пустом месте. Ведь в условиях запустения и экономической разрухи, столь характерных, увы, для сельской глубинки России, туризм нередко становится способом хотя бы минимального экономического выживания для живущих в ней. А чем завлечь желающего острых ощущений и необычных впечатлений путешественника, кроме как исторической «перчинкой»? И отрадно, что местные власти, выросшие на прежних, еще советских, «дрожжах», пресекают на корню подобные начинания. Только надолго ли их хватит…
Очевидное-невероятное
В Египте найден затерянный город возрастом более 3 тысяч лет
Пользователи Сети обнаружили на картах Google «свежезакопанные трупы» в поле
Семеро на одного: котенок сумел отбиться от стаи собак в Новосибирске
Пропавший во время цунами 17 лет назад мужчина найден живым
Все материалы по теме (580)
Источник: svpressa.ru